- Научный взгляд на развитие ребёнка
Метод Монтессори основан на наблюдении, а не на теоретических моделях. Мария Монтессори, врач и антрополог, начала свою работу не с учебников по педагогике, а с живого интереса к тому, как дети развиваются в свободной среде. Она наблюдала, экспериментировала, исключала лишнее и сохраняла только то, что действительно вызывало интерес и способствовало развитию каждого ребёнка.
Монтессори не рассматривала свою систему как образовательную методику в узком смысле. Это психо-педагогика — подход, основанный на глубоких знаниях о психологии и природе развития человека. Он предполагает уважение к каждому этапу роста и потребности ребёнка, создавая условия, в которых он/а может развиваться в безопасной и стимулирующие к развитию среде.
Развитие ребёнка начинается задолго до школы — с момента рождения. Основой здорового развития является надёжная привязанность хотя бы к одному взрослому. С этой точки опоры малыш начинает исследовать мир. Именно поэтому Монтессори-среды существуют уже для младенцев: они восполняют потребности ребёнка в движении, языке, внимании и заботе.
С 2,5 лет ребёнок переходит в среду, где он получает больше свободы и возможностей. В группе с детьми разного возраста он учится взаимодействовать, брать ответственность и пробовать себя в разных ролях. Это время для расширения горизонтов, исследования окружающего мира и укрепления уверенности в себе.
- Принадлежность к культуре
Важной частью Монтессори программы являются упражнения из практической жизни. Через простые действия — накрывание на стол, уборку, заботу о растениях и животных — ребёнок становится частью культурной среды, учится самостоятельности, развивает моторику и словарный запас, ощущает свою значимость в группе.
В Монтессори среде дети учатся не только заботе о себе, но и о других. Через практики вежливости и моделирование социальных ситуаций они осваивают культурные нормы, учатся выражать уважение и сочувствие, действовать этично и осознанно.
С возрастом мотивация ребёнка меняется: он делает что-то не только ради себя, но и ради других. Старшие дети обучают младших, группы работают вместе над заданиями, дети учатся сотрудничать и уважать разные точки зрения. Так закладываются основы будущей команды и общества.
Одной из внутренних потребностей ребёнка является порядок. Через него формируется самодисциплина — не как внешнее требование, а как внутренняя структура. Монтессори среда помогает ребёнку выстраивать этот порядок самостоятельно, учась соблюдать правила, принимать решения и уважать границы.